Sherpa Business Consulting - информационный сайт
Главная | Консалтинг | Виды консалтинга | Бизнес системы | О компании

-> Статьи -> Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard) и управление российскими компаниями

Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard) и управление российскими компаниями

Не так давно журнал Harvard Business Review назвал концепцию сбалансированной системы оценочных показателей «одним из самых значительных вкладов в практику управления за последние 75 лет». Сегодня эта концепция управления становится все более популярной и в российской деловой среде. На вопросы журнала об управлении бизнесом методами Balanced Scorecard в российских компаниях ответил Марк Федин, президент консалтинговой компании BKG, имеющей опыт внедрения Сбалансированной системы показателей.

- В последнее время в российской бизнес-среде наметился рост интереса к Balanced Scorecard. Какова, по Вашему мнению, причина этого?

- На мой взгляд, популярность темы объясняется просто: Balanced Scorecard - это инструмент, которого давно ждали российские топ-менеджеры. Он «закрывает» значительную брешь в управлении бизнесом - реализацию стратегических планов. По опыту западных специалистов, который, впрочем, стопроцентно верен и для России, последовательная реализация стратегических планов развития - это тот участок, на котором «ломается» большинство компаний. Отсюда и интерес к технологии, которая позволяет с помощью достаточно простых методов идти по намеченному пути и «попутно» контролировать эффективность. Ведь ориентированность на результат в любом деле есть ключ к успеху.

- То есть, Balanced Scorecard - это такой «плод горького опыта»? И как вообще возникла идея сбалансированной системы показателей?

- Попробую ответить на оба вопроса сразу, поскольку они тесно взаимосвязаны. Методика Balanced Scorecard была разработана в начале 90-х годов прошлого столетия. Специалистами по управлению было проведено исследование, показавшее, что в большинстве тех случаев, когда реализация стратегий не принесла ожидаемых результатов, причиной неудач было не качество самих стратегий, а плохая их реализация. То есть речь идет не о том, чтобы предвидеть будущее, а о том, чтобы творить это будущее, переводить в практическое русло.

Это исследование подтолкнуло к созданию какой-либо новой технологии, которая могла бы связать оперативное управление и стратегическое планирование. Хотя Balanced Scorecard в том виде, в котором мы видим ее сейчас - результат не одного исследования, а многолетних работ, во главе которых находились Роберт Каплан, профессор Harvard Business School, и Дэвид Нортон, основатель и президент компании Balanced Scorecard Collaborative.

Строго технологически, сбалансированная система оценочных показателей (Balanced Scorecard) переводит миссию и общую стратегию компании в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень достижения данных установок в рамках четырех основных проекций: финансов, клиентов, внутренних бизнес-процессов, обучения и роста. С помощью данных проекций менеджеры могут ответить на следующие основные вопросы: Какой компания представляется своим акционерам и потенциальным инвесторам (проекция финансов)? Какой компания представляется своим покупателям (проекция клиентов)? Какие бизнес-процессы компания должна улучшить, от каких отказаться, на каких сосредоточиться (проекция внутренних бизнес-процессов)? Может ли компания продолжать свое развитие, повышать эффективность и увеличивать свою стоимость (проекция обучения и роста)?

Но, согласитесь, любая идея, чарующая нас, совершенно бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться. Практически сразу после разработки идея Balanced Scorecard чрезвычайно быстро завоевала популярность. На сегодняшний день, в западной управленческой практике, методика Balanced Scorecard уже признана основным управленческим инструментом, позволяющим эффективно реализовать цели компании на операционном уровне, измерить результаты деятельности сотрудников и подразделений применительно к целям и стратегии компании.

По нашим собственным исследованиям, из 500 компаний, которые сегодня входят в список крупнейших компаний мира FT-500, в 412 из них внедрена и успешно работает сбалансированная система оценочных показателей. Цифра вполне убедительна, согласитесь.

Кроме того, Balanced Scorecard успешно применяется в некоммерческих и государственных структурах, таких как Министерство обороны США и Министерство обороны Австралии, различные финансовые ведомства в США и Канаде.

- А разве до создания Balanced Scorecard контроль над бизнесом был невозможен? Неужели не было каких-то инструментов, которые позволяли руководителю видеть, движется его компания к целям, которые он ставит?

- Ну, инструменты, безусловно, существовали. Задолго до создания Balanced Scorecard, в начале XX века, если быть точным, менеджерами компании DuPont была разработана такая схема как «модель рентабельности капитала» (ROI), построенная на финансовых показателях. То есть, руководитель с ее помощью мог отследить эффективность работ, входящих в стоимость конечного продукта. Проблема в том, что постепенно бизнес стал переориентироваться на трудно оцениваемые в финансовом отношении аспекты: нематериальные активы (бренд, лояльность потребителей) и конкурентные преимущества (технологии, ноу-хау). Модель ROI этих вещей просто не учитывает. В итоге - с ее помощью невозможно следовать стратегии долгосрочного увеличения стоимости бизнеса. И потом, как вы себе представляете управление и контроль развитием современной компании постфактум?

- В смысле?

- Смотрите. Руководитель получает финансовые показатели уже после того, как факт свершился. Соответственно, и контроль и корректировка действий становятся невозможными. Получается странная ситуация: руководитель все видит, а сделать может уже очень мало. С другой стороны, если попробовать взять под контроль оперативную деятельность, руководитель просто «утонет» в массиве информации - да и качество данных будет, мягко говоря, оставлять желать лучшего. Информация, которая абсолютно необходима, например, главному технологу, на уровне топ-менеджера так же абсолютно бесполезна. Это просто другой уровень управления - и на этом уровне нужны другие инструменты.

- Balanced Scorecard?

- Да, и сбалансированная система показателей тоже. Ее эффективность на порядки выше по сравнению с любыми моделями оценки, имеющими дело с финансовыми показателями. Основной принцип Balanced Scorecard известен каждому менеджеру - «эффективно управлять можно лишь тем, что можно достоверно измерить».

- Хорошо, а российские компании? Они, по Вашему мнению, готовы к внедрению сбалансированной системы показателей?

- По моему глубокому убеждению, сегодня ясного представления у российских руководителей о том, что представляет собой эта управленческая методология, нет. Интерес присутствует - и это уже положительная тенденция. Думаю, что, как обычно, выиграет тот участник рынка, который сумеет воспользоваться этим преимуществом.

Источник: www.tbcon.ru

Все статьи

Бизнес консалтинг
Управленческий консалтинг
Аудит консалтинг
Менеджмент консалтинг
Кадровый консалтинг
Финансовый консалтинг
Консалтинг недвижимости
Инвестиционный консалтинг
Налоговый консалтинг
Риск консалтинг
Стратегический консалтинг
Операционный консалтинг
IТ консалтинг
Маркетинг консалтинг
Организационный консалтинг
Консалтинг в области логистики
Юридический консалтинг


Rambler's Top100